Загрязнение окружающей среды
С сайта www.vz.ru :
Метро опасно для людей
Воздух, окружающий нас, содержит частицы, которые вредны для здоровья человека. Особенно разрушительными для нашей ДНК являются частицы, находящиеся в воздухе метро, считают ученые из Karolinska Institutet в Швеции.
"К счастью, большинство их не остается в метрополитене в течение длительного времени, -говорит исследователь Ханна Карлссон. - Однако уровень содержания вредных частиц в кислороде зачастую очень высок. Мои результаты показывают, что это причина ускорить работу по очистке воздуха в метрополитене."
Как отмечает научное издание Science Daily, от вдыхания микроскопических частиц угля, асфальта, железа и других загрязняющих элементов, находящихся в кислороде стокгольмского метрополитена, каждый год умирает более пяти тысяч шведов. Эти частицы появляются в воздухе в результате неполного сгорания, истощения дорожных покрытий и т.д.
По мнению Карлссон, количество их в воздухе могло бы быть уменьшено, если бы были приняты правильные меры. Однако проблема состоит в том, что ученые до сих пор не знали, какие именно источники частиц представляют наибольшую опасность для человеческого здоровья.
Теперь же появились довольно точные данные о влиянии частиц, выделяемых различными источниками, на человеческий организм. Для этого доктор Карлссон исследовала стокгольмское метро и пришла к выводу, что частицы, содержащиеся в кислороде подземки, оказывают на ДНК человека более сильное разрушительное воздействие, нежели частицы, содержащиеся в автомобильных выхлопах и образованные в результате сжигания древесного топлива.
Исследование показало, что воздух в метро содержит частицы железа, которые образуются вследствие трения колес о рельсы. Наибольший вред человеческому организму они наносят при попадании в легкие, когда свободные радикалы образуются в клетках организма. Свободные радикалы - это быстродвижущиеся молекулы, которые как раз и наносят наибольший вред человеческой ДНК. При этом, как отмечает Ханна Карлссон, повреждение клетки, нанесенное радикалами, может быть устранено самой клеткой, однако если оно остается <невылеченным>, это увеличивает риск заболевания раком.
Другие частицы, которые были обнаружены в ходе исследования, возникают в результате трения автомобильных шин об асфальт и приводят к различным воспалительным заболеваниям человеческого организма.
Как сообщается в докладе доктора Ханны Карлссон, уровень содержания их в воздухе наиболее высок весной, когда дорожное покрытие высыхает, а автомобили все еще оснащены шипованной зимней резиной.
"Это - серьезная проблема, - говорит доктор Карлссон. - Поскольку эти частицы в большом количестве содержатся в воздухе, который вдыхают люди."
Кроме вредных частиц, образующихся от трения колес о рельсы и асфальт, Ханна Карлссон исследовала также частицы, появляющиеся в результате сгорания дерева и топлива. Ни одни из них не были полностью безопасными для человеческого здоровья, однако сгорание леса или топлива приводит к выделению намного меньшего количества вредных веществ.
Александр Попов
Лицензия на отраву
Продавая разрешения на загрязнение наших рек и воздуха, государство зарабатывает 2 млрд. рублей
По данным Росгидромета, в атмосферном воздухе 185 городов России содержание загрязняющих веществ в настоящее время превышает предельно допустимые концентрации (ПДК). В этих городах проживает 60,6 млн. чел., из которых 30 млн. чел. - в местах, где концентрация загрязняющих веществ достигает 10 величин ПДК, в том числе 20,4 млн. чел. - в местах с превышением более 10 ПДК. Согласно оценке экологов Министерства природных ресурсов (МПР) России, воды основных рек страны - Волги, Дона, Кубани, Оби, Енисея, Лены, Печоры - характеризуются как "загрязненные", а их крупных притоков - Оки, Камы, Иртыша, Тобола, Миасса, Исети и Туры - как "очень загрязненные".
Рост промышленного производства, отмечаемый в настоящее время в России, может привести к существенному ухудшению экологической обстановки. В этих условиях каждому гражданину России стоит задуматься о своем конституционном праве на благоприятную окружающую среду.
В Средневековье Католическая церковь от имени Папы Римского торговала индульгенциями - грамотами об отпущении грехов. Своеобразными индульгенциями в российской экологии являются разрешения, выдаваемые территориальными органами бывшей Госкомэкологии Российской Федерации, на выброс и сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
Впервые понятие "разрешение на загрязнение окружающей среды" введено в начале 80-х годов, когда Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха Госкомгидромета СССР начала выдавать разрешения на выброс загрязняющих веществ, а Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР в лице своих бассейно-водных управлений - разрешения на сброс в водные объекты.
С организацией Госкомэкологии РФ и передачей ей функций вышеуказанных ведомств разрешительная система в области государственного экологического нормирования пополняется и третьей формой разрешений - на лимит размещения отходов.
Смена политической формации в государстве, как ни странно, пошла на пользу разрешительной системе. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г. № 2060-1 определяет наличие разрешений как обязательное условие при эксплуатации предприятий и сооружений. Логика этих шагов проста, для пополнения федерального бюджета в это время вводились новые налоги, в том числе платежи за загрязнение окружающей среды, которые должны были на чем-то базироваться.
Норматив предельно допустимого выброса вредных веществ в атмосферный воздух устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.
Двадцать лет назад крупное производственное предприятие было удачной моделью для подтверждения соблюдения таких нормативов - отдельная промышленная площадка, собственная служба промышленных выбросов, станция государственной сети наблюдения за загрязнением атмосферы.
Сегодня работа по определению предельно допустимого выброса крупного предприятия крайне затруднена. На одной площадке расположено несколько коммерческих организаций, часть коммунальных объектов передана муниципальным предприятиям, не определена ответственность за источники загрязнения, находящиеся на арендуемых площадях. Производственные лаборатории в большинстве своем или законсервированы, или маломощны. В перечне Госстандарта России доля аккредитованных аналитических лабораторий в области атмосферного воздуха не превышает 20%.
Мониторинг качества воздуха Росгидромет регулярно проводит только в 226 городах и предоставляет справки о фоновом содержании лишь четырех загрязняющих веществ, в то время как нормируется выброс почти 5000 ингредиентов.
В новом федеральном Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, в постановлении правительства РФ "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" от 16.06.2000 г. № 461, в приказе МПР России "Методические указания по разработке проектов:" от 11.03.2002 г.
№ 115 понятия "разрешения на размещение отходов" нет, но должностные лица территориальных органов МПР упорно продолжают их выдавать.
Отметим также, что любой субъект России - это от 5000 до 50 000 объектов, попадающих под экологическое нормирование по вопросам обращения с отходами, для их обслуживания требуется громадный штат государственных экологов.
Вокруг выдачи разрешений сегодня сформировались пулы - своеобразная форма монополий, организуемых заинтересованными лицами. Круг этих людей весьма широк, так как в согласовании материалов, представляемых на получение разрешений, участвуют службы нескольких федеральных ведомств, а в отдельных регионах и представители областной администрации. Подобная ситуация устраивает природопользователей, так как наличие разрешений является основным критерием соблюдения ими требований природоохранного законодательства.
Форма этих документов никакими нормативами не узаконена, так как они по содержанию директивно некорректные. Государственный чиновник-эколог согласовывает загрязнение природы, а не борется с этим процессом. Да и имеет ли юридическую силу документ, на котором нет подписи природопользователя, подтверждающей готовность его соблюдать?
Крупнейшие промышленные предприятия дают 95% загрязнения окружающей среды, а их всего около 5% от общего количества предприятий. То есть 5% выданных разрешений охватывают 95% загрязнения окружающей среды на данной территории. Таким образом, вместо осуществления государственного контроля за наиболее серьезными источниками загрязнения государственные служащие выдают разрешения мелким предприятиям.
В России насчитывается более 400 тысяч объектов мелкого и среднего бизнеса, подлежащих получению разрешений. При средних ежегодных расходах на получение разрешений в 5000 рублей выходит, что накладываемое бремя составляет 2 млрд. рублей, которые в конечном счете платит население.
Наше государство имеет международные обязательства по объемам выбросов серы в атмосферный воздух, которые никак не связаны с существующей системой выдачи разрешений. Скандинавы называют выбросы сернистого ангидрида АО "Норильскникель" химической бомбардировкой своих территорий, но отечественный лидер выбросов серы спокоен. Несмотря на то что основная доля выбросов рассеивается над просторами родины, природоохранную деятельность этого гиганта лимитируют в нашей, самой гуманной для загрязнителей системе.
Нужны ли новой России подобные разрешения, а также утверждения нормативов воздействия на окружающую среду отдельными природопользователями в специально уполномоченных органах?
Переход системы управления природопользованием на заявительные (декларативные) принципы позволит устранить вышеуказанные противоречия и недостатки разрешительной системы. При этом данные принципы полностью соответствуют современному природоохранному законодательству.