О Центре
Как известно, численность населения планеты растёт, площадь сельскохозяйственных земель сокращается (вследствие эрозии почвы, расползания городов и т. п.), вырубаются леса, истощаются запасы угля, нефти и газа, накапливаются загрязнения в окружающей среде. Глобальная катастрофа природопользования может наступить очень скоро, и от неё не защитится никто. А ведь помимо проблем с окружающей средой, есть много других труднопреодолимых сложностей.
Основное назначение Центра исследования глобальных проблем:
- поиск способов мобилизации усилий на преодоление глобальных разрушительных тенденций,
- выявление факторов, препятствующих должному пониманию глобальной ситуации, и содействие устранению этих факторов.
Направления работы Центра:
- Выработка критериев оценки глобальной ситуации и тенденций её изменения.
- Построение и использование компактной системы мониторинга глобальной ситуации в аспекте глобальной безопасности.
- Исследование существующей картины деятельности по преодолению глобальных проблем. Публикование ежегодных докладов о ситуации с глобальными проблемами и их решением.
- Исследование причин, препятствующих адекватному пониманию значимости глобальных проблем.
- Развитие технологий интеллектуальной деятельности, облегчающих активизацию усилий по преодолению глобальных проблем.
- Обеспечение разработки и реализации отдельных технических и организационных проектов, особо значимых для защиты от глобальных угроз.
- Проектирование и пропаганда образа жизни, способного обеспечить безопасное природопользование.
- Научная, организационная и пропагандистская поддержка предпринимательской деятельности, направленной на решение проблем природопользования и на повышение защищённости людей.
- Выработка предложений по национальной стратегии развития.
- Участие в национальных и международных инициативах, направленных на решение глобальных проблем.
* * * Центром исследования глобальных проблем поддерживается Глобальный модералистический проект, предлагающий переход к развитию, выдерживаемому природной средой (sustainable development), через достижение умеренности в индивидуальном потреблении. Модерализм -- принцип существования, означающий стремление к УМЕРЕННОСТИ (в первую очередь к умеренности потребления).
Основные идеи глобального модералистического проекта следующие:
1. Фиксация имеющихся между странами различий в уровне потребления. Признание этих различий различиями в образе жизни, а не в её качестве.
2. Выделение трёх моделей развития, которые можно приблизительно определить как модели для промышленных, полупромышленных и непромышленных стран.
3. Оптимизация образа жизни в пределах каждой из трёх моделей развития.
4. Отказ от глобальной пропаганды западных ценностей в качестве "общечеловеческих". Признание того, что важно сохранять многообразие мира; что западный путь развития имеет не только достоинства, но и недостатки и в настоящее время всё меньше соответствует возможностям биосферы.
5. Борьба не с бедностью, а с нищетой, богатством, расточительством, ростом совокупного потребления ресурсов человечеством. Высокий уровень жизни должен рассматриваться как неочевидный трудноустранимый недостаток.
Миссия промышленных стран: использовать свои пока ещё имеющиеся возможности для достижения глобальной устойчивости природопользования, для перевода человечества в режим выдерживаемого развития. Запад сможет успешно бороться за моральное лидерство лишь при условии, что будет плодотворно участвовать в решении проблемы природопользования в интересах человечества как целого.
Запад должен прилагать усилия не к тому, чтобы поднять другие страны до своего уровня потребления, а к тому, чтобы удержать их от приближения к этому уровню и одновременно повысить качество потребления.
Мы считаем, что сегодня любая государственная, общественная, деловая инициатива бесполезна или даже вредна, если она в конечном счёте не способствует переходу общества на режим умеренного потребления.
Основные, так сказать, вопросы современности:
- Какой образ жизни является наиболее правильным?
- Какие имеются препятствия установлению такого образа жизни?
- Как эти препятствия устранить?
Сегодня какие бы новые и важные вещи ты ни говорил, очень трудно оказаться услышанным -- из-за информационного шума, образуемого рекламой, политической пропагандой, "развлекаловкой" и просто словесными извержениями желающих заявить о себе миру. Но даже если тебя услышат, то вовсе не обязательно поймут, потому что большинство людей из-за абсурдизированности и уплощённости мышления вследствие многолетнего воздействия указанного шума мало способно к восприятию здравого и существенного. Одна из целей работы Центра -- решить проблему прорыва новой идеологии в массовое сознание в обход нагромождений глупости, составляющих основную часть современной массовой культуры.
Почему люди заблуждаются?
Заблуждения, как правило, чем-то довольно удобны (приятны, выгодны), поэтому люди расстаются с ними лишь при условии, что им предложат позицию, которая обеспечивает ещё большее удобство, причём предложат не лишь бы как, а убедительно -- и так, чтобы переход на неё был тоже удобным.
Удобство заблуждения может состоять в том, что это заблуждение оправдывает...
- привилегированное положение;
- положение "не хуже, чем у других";
- нежелание напрячь силы;
- нежелание рисковать (жизнью, свободой, положением в обществе и т. п.);
- нежелание преодолевать свои слабости;
- нежелание идти против большинства;
- нежелание оказаться в подчинении у других;
- и т. п.
Если заблуждение позволяет сохранять существующее вполне сносное положение вещей, то вряд ли найдётся стимул, чтобы от этого заблуждения отказаться. Картина будущих неприятностей, к которым оно, скорее всего, приведёт, не так убедительна, как реальность. Кроме того, всегда имеет место надежда, что эти неприятности будут предотвращены усилиями каких-то других людей -- не собственными.
Борьба с массовыми заблуждениями сложна и непродуктивна, и очень многие остро заинтересованы в том, чтобы ей мешать, но мы будем изобретательны и настойчивы. К тому же, каждый день будет приносить новые и новые факты, свидетельствующие о нашей правоте.
Что мешает распространению нового взгляда на вещи
Человеку может не понравиться в новой идее то, что ...
- он не входит в число её авторов;
- она идёт в разрез с его привычными представлениями и мало совместима с той удобной позицией, какую он занял в обществе;
- она исходит из неавторитетного источника, поэтому её принятие не прибавляет значимости тому, кто берёт её на вооружение;
- лично для него она означает отказ от каких-то приятных вещей.
Здравую и в перспективе очень действенную идею, как правило, заслоняют и оттесняют идеи более яркие, более простые и на текущий момент более удобные. Это имеет место главным образом потому, что круг людей, восприимчивых к непопулярным трудным истинам, очень ограничен.
Что представляет собой средний интеллектуал современного цивилизованного общества? Во-первых, он далеко не мыслитель. Его ум повреждён регулярным воздействием рекламы и политической пропаганды. Вне узкой области своих профессиональных интересов такой интеллектуал соображает довольно поверхностно: рассуждает ли он логически или "думает сердцем", он не в состоянии выбраться из колеи, преодолеть привитую ему парадигму, которая обеспечивает воспроизводство существующего общества, идущего к катастрофе.
Во-вторых, средний интеллектуал современного цивилизованного общества -- не деятель, не борец. Его общественная активность если и проявляется, то в ни к чему не обязывающих публичных рассуждениях или в каких-нибудь абсурдных мероприятиях, вроде сбора средств на благоустройство и стерилизацию бездомных кошек. Обусловлено это тем, что мускульно он недоразвит, свою нормальную потребность в конфликте реализует через игры и спортивные зрелища, а потребность в самоутверждении -- через рвение в своей наполовину абсурдной работе. Его способность рискнуть ради общего блага нейтрализована регулярным промыванием мозгов посредством гедонистической рекламы.
Самоограничение
Базовая идея нового подхода -- позволяющего человечеству существовать при тех ресурсах, какие есть на планете Земля, -- это идея самоограничения. Надо уметь отказываться от вещей, которые приятны, привычны, привлекательны и чем-то даже полезны, но которые в конечном счёте ведут к индивидуальной деградации либо означают чрезмерную трату ресурсов, то есть приближают глобальную катастрофу природопользования.
Кто способен к самоограничению, тот унаследует Землю. Кто не способен к самоограничению, тот уничтожит сам себя либо будет уничтожен другими.
Надеяться на то, что "прогресс" позволит преодолеть усугубляющиеся проблемы природопользования, значит чрезмерно рисковать собой, своими детьми, человечеством, планетой. До сих пор "прогресс" в основном заменял одни проблемы другими, а уничтожение ресурсной базы человечества между тем продолжалось. Нет никаких признаков того, что на пороге глобальной катастрофы (а мы находимся именно там) характер "прогресса" начинает изменяться. Выражения озабоченности, благие намерения и слабые тенденции противоположного направления -- не только не в счёт, но даже во вред, потому что радикальные изменения отсутствуют, а положительные мелочи только усыпляют бдительность. Надёжным признаком радикальных изменений будет разве что исчезновение оглупляющей потребительской рекламы на телевидении, радио и т. п.
Глобальная экономика должна быть переведена на режим отрицательного роста и увеличения полезности производимого продукта. Как это сделать -- самая значимая тема для обсуждения и исследования, самая главная проблема, стоящая перед человечеством. Разные прочие проблемы -- в основном следствие нерешённости главной. Лучше "сократиться" по плану, выборочно, спокойно, чем дожидаться, когда глобальная катастрофа "сократит" всё подряд.